С сентября 2021 года педагоги начальной школы МБОУ «Балахтинская СШ№1 им. Героя Советского Союза Ф.Л. Каткова» вошли в региональный проект «Путь к успеху!», реализуемый в КК ИПК. Проект направлен на сопровождение практик в повышении качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Нашей образовательной организацией было подписано соглашение с КК ИПК о сотрудничестве в вопросе освоения деятельностной технологии в задачном подходе. Сопровождение проектной команды школы осуществлялось творческой группой педагогов КК ИПК под руководством Г.В. Раицкой, заведующей кафедрой начального образования КК ИПК, к.пед.н., доцент.
Проект «Путь к успеху» предполагает повышение профессионального развития педагогов на основе апробации инструментов самодиагностики и реализации деятельностного подхода в образовательном процессе школы через продуктивное взаимодействие и сопровождение проектной команды. На уровне НОО была создали фокус-группа, куда вошли учителя начальной школы и создали модель внедрения задачного подхода в образовательный процесс.
Основанием выбора практики является требования обновленного ФГОС НОО (№286 от 31.05.2021г.): построение урока в системно-деятельностном подходе. Поэтому мы выдвинули гипотезу: если педагоги освоят задачный подход и будут организовывать образовательный процесс иного качества, позволяющего включать каждого обучающегося в урочную и внеурочную деятельность, то изменится качество обучения младших школьников.
Построение урока в системно-деятельностном подходе предполагает кардинальные изменения позиции учителя. Учитель «из транслятора культурных способов действий превращается в организатора совместной деятельности учащихся и учителя по поиску и обнаружению способов действий, а также оснований этих способов». (В.А.Львовский к.пс.н., доцент, заведующий лабораторией МГПУ по проектированию деятельностного содержания образования.) Переход от традиционного содержания образования к деятельностному это веление времени. Не все учителя могут подстроиться в новое «деятельностное» содержание процесса обучения. Поэтому, В.А.Львовский предлагает задачный подход. Задачный подход рассматривается как промежуточная стадия, как необходимый этап при переходе к деятельностному подходу.
Что же представляет собой задачный подход? Суть задачного подхода в том, что кардинально меняется привычная для учителя последовательность. Он перестает быть носителем «готовых знаний» и начинает управлять деятельностью учащихся.
Урок в задачном подходе строится вокруг конкретно-практической задачи, которая не может быть решена уже известным открытым способом, но находится в зоне ближайшего развития. Если при решении конкретно-практической задачи вдруг обнаруживается неумение, неспособность решить какую-то из них, то этот момент и есть точка, в которой возможна постановка учебной задачи. В случае, когда происходит постановка учебной задачи, обучающийся, дойдя до границы своих возможностей, исчерпав все доступные ему средства, он попробует определить, что именно у него не получается, чего он не знает о новой ситуации, какими конкретно умениями не владеет.
Каждая учебная задача представляет собой некоторую проблему, для решения которой ученикам требуется овладеть новыми знаниями или новым способом действий. Предъявление учебной задачи происходит в рамках проблемной ситуации, создаваемой учителем.
Следует отметить, что в задачном подходе уроки проектируются по- другому. При проектировании урока мы составляем технологическую карту урока, в которой предусматриваются «риски», т.е. пути по которым может пройти урок.
Задачный подход, являющийся неотъемлемой частью деятельностной технологии, реализуется через:
- коммуникативные методы организации образовательного процесса: дискуссия, коллизия (позволяющих создать условия для формирования умения высказывать свою точку зрения, аргументировать позицию, самоопределяться в выборе действий);
- проектные и исследовательские методы: исследование учебного содержания;
- групповые формы работы, позволяющие школьникам быть субъектами образовательного процесса.
Результаты работы педагогов по качественному освоению задачного подхода представлены на разных уровнях (муниципальный, региональный, всероссийский):
- XXIX всероссийская научно-практическая конференция «Практики развития: прохождение, становление и удержание субъектности в образовании». Тренинг « Совместное проектирование тренера-технолога и педагогов при работе с конкретно-практической задачей», апрель, 2022г.
– региональный конкурс «Лучшие практики педагогов Красноярского края, реализующих задачный подход», май-сентябрь, 2022г.,
– день открытых дверей для проектных команд школ Балахтинского района: (открытые уроки, семинар-практикум), сентябрь 2022г.
- VII педагогический марафон «Единое образовательное пространство
школы: как обеспечить качественные условия его формирования?». День «Знания». Тема «Задачный подход как способ организации урочной деятельности» (ноябрь, 2022г.);
-VII открытые муниципальные педагогические чтения "Балахтинское образование: управленческий поиск" (февраль,2024).
- VIII педагогический марафон «От базовых результатов к результатам высоких достижений». Тема «Эффективные методы педагогической работы: повышение образовательных результатов обучающихся на базовом и высоком уровне».; (ноябрь 2024г.).